1. Музей Бхактиведанты Свами Прабхупады
Комната Шрилы Прабхупады, в которой он жил и ра­ботал, расположена позади храма. Сейчас там находится его музей, в котором представлены личные вещи Шрилы Прабхупады, включая кровать, на которой он провел свои последние дни перед уходом в самадхи.
Время работы: такое же, как в храме.
2. Памятные ворота в честь Бхактиведанты Свами (двара)
Открытые в 1979 году, эти гигантские ворота над ста­ринной дорогой чатикара были построены в знак призна­ния великого служения Шрилы Прабхупады Вриндавану, а также его проповеднической деятельности по распрос­транению сознания Кришны в мире. Эта дорога, которая ведет в Дели, мэрией Вриндавана была переименована в Бхактиведанта Свами марг.
3. Исследовательский институт Вриндавана и библиотека
В институте можно ознакомиться с оригиналами древ­них манускриптов Санатаны, Рупы и Дживы Госвами, а библиотека ведической литературы открыта для широкой публики.
Время работы: с 10.ОО до 17.00.
4. Дерево развлечений Кришны-Баларамы (Рамана-рети)
Два разных дерева, выросшие из одного ствола, симво­лизируют, по мнению местных враджаваси, святое место развлечений Кришны. Кришна и Баларама приходили сюда на Рамана-рети с мальчиками-пастушкамии, игра­лись в мягком песке. Рамана-рети означает «игра с пес­ком». Здесь же Господь Кришна встречался со Шримати Радхарани перед тем, как отправиться во Вриндаван для различных трансцендентных развлечений.
5. Вараха-гхата
Во времена земных игр Господа Кришны Ямуна проте­кала именно здесь. Тут же Господь Кришна показал гопи Свою форму Варахи (воплощение вепря). В храме, стоя­щем прямо напротив ашрама Гаутамы Риши, находится красивое божество Господа Варахи.
6. Ашрам Гаутамы Риши
Место, где великий святой Гаутама Риши проводил ас­кезы тысячи лет назад. Генеалогическая линия Шрилы Прабхупады восходит к линии учеников Гаутамы Риши.
6. Тропа мальчиков-пастушков
Тропа вьется вдоль берегов Ямуны. Топы (мальчики-пастушки) водили свои стада по этой тропе. Сегодня она является частью парикрамы по Вриндаване.
8. Мохана Тер-гхата
Когда-то в этом месте располагался сад (кунджа), где Господь Кришна танцевал с гопи на берегу Ямуны. Купи­дон (Камадева) приходил сюда, чтобы послать стрелу обольщения в Шри Кришну. Но, увидев несравненную красоту Господа, танцующего с гопи, Камадева сам нас­только привлекся великолепной формой Кришны, что по­терял сознание от переполнившей его экстатической любви. Вот почему Кришну называют Мадана-Мохана,то есть «Тот, кто привлекает самого Камадеву», известного как Мадана.
9. Го-гхата (Рам Гол-гхата)
В этом месте Нанда Махарадж, отец Господа Кришны, бесплатно раздавал брахманам коров.
10. Го-шала и сады Бхактиведанты Свами
Го-шала (ферма коров) под руководством преданных ИСККОН поставляет молоко Божествам Кришны-Бала-рам-мандира. Тут расположены сады, стойло и роща туласи, которая снабжает храм прекрасными цветами.
11. Калия-гхата (Калия-храда)
С этого большого дерева кадамба Господь Кришна прыгнул в Ямуну, чтобы наказать змея Калию за отравле­ние вод реки. Дерево кадамба, с которого прыгнул Криш­на, все еще здесь, хотя Ямуна уже изменила свое русло и не течет рядом, кроме сезонов дождей, когда ее уровень поднимается.
Господь Кришна как-то прослышал, что огромный и ядовитый змей нашел прибежище в реке Ямуне. Из-за змеиного яда вывелась не только вся рыба, но даже дере­вья и трава по берегам реки стали усыхать. Когда птицы пролетали над змеиным логовом, они падали замертво от его ядовитых испарений.
Это были времена ужасных демонов, владеющих всеми видами мистических сил. Господь Кришна как раз и пришел в этот мир, чтобы избавить его от всех беспокойств. Итак, Господь появился здесь со Своими друзьями-пас­тушками и решил сразиться с царем змей. Он взобрался на большое дерево кадамба и прыгнул прямо в отравлен­ные воды Ямуны. Кришна стал резвиться в воде, чтобы потревожить змея Калию. Вскоре тот выплыл наверх, чтобы взглянуть на храбреца, который отважился бросить ему вызов. Черный змей Калия (калия означает «черный») имел сотню голов, увенчанную каждую драгоценным камнем. Когда он ды­шал, огонь выходил с множества его ноздрей. Внезапно демон скрутил Кришну в своих смертельных объятиях и сжал Господа изо всех сил. На свою беду змей не пони­мал, что держит в своих кольцах Верховную Личность Бо­га, играющего роль ребенка и наслаждающегося Своими земными развлечениями на трансцендентной земле Врин-давана. Кришна, Верховный мистик, стал расширяться и Калия, почувствовав невероятное напряжение, выпустил Господа из своих смертельных колец. Кришна запрыгнул на головы змея и стал танцевать на них, притоптывая Своими ножками. Змею Калии показалось, будто молния Индры ударила в него. Господь перепрыгивал с одной головы на другую, а Калия слабел и терял надежду; в гневе он выпускал столбы пламени из своих языков, но Господь был так про­ворен, что от Его танца змей почувствовал головокруже­ние. После таких толчков Кришны змей стал истекать кровью и хотел удрать, но ему не хватало сил. В это вре­мя на месте схватки появились жены Калии и со сложен­ными руками стали умолять Господа помиловать своего супруга. Тогда Кришна приказал Калии убраться в океан и впредь здесь не показываться. Змей тотчас же уплыл со своими женами, а трансцендентный Господь присоединил­ся к Своим друзьям на берегу Ямуны и продолжил Свои прекрасные развлечения на земле Вриндавана.
12. Самадхи Прабходананды Сарасвати
Неподалеку от Калия-гхаты находится самадхи Прабхо­дананды Сарасвати Госвами. Он впервые встретился с Господом Чайтаньей возле Шри Рангама в Южной Ин­дии; он был дядей и духовным учителем Гопал Бхатты Госвами. Приняв обет никогда не покидать Вриндаван до конца своих дней, он использовал это место в качестве своего бхаджан-кутира. Он был одним из близких спутни­ков шестерых Госвами и написал немало важных книг о сознании Кришны.
Открыто в светлое время суток.
13. Храм Калия Мардана
Говорится, что Божеству Калия Мардана (Господь Кришна, побеждающий змея Калию) уже 5000 лет и оно было установлено внуком Кришны Ваджранабой.
Храм открыт: даршан 9.00–12.00 и 17.00–20.00.
14. Прашкандана-гхата
В этом месте из пота Кришны (прашкандана) прояви­лось небольшое озерцо, прямо под холмом Двадашадитья. Эта гхата сегодня скрыта от глаз.
15. Сурадж-гхата
Бог солнца Сурья проводил здесь великие аскезы, что­бы получить даршан Господа Кришны. Шримати Радхарани также молилась в этом месте, прося появиться бога солнца и согреть Господа Кришну, который во время бит­вы со змеем Калия весьма переохладился в водах реки Ямуны. Сегодня эта гхата не видна.
16. Адвайта-вата (баньяновое дерево)
Под деревом останавливался Адвайта Ачария и совер­шал свою бхаджану во время посещения Вриндавана. На­ходясь здесь, он обнаружил Божество Мадана-гопала. Когда он отправился в Бенгалию, то оставил Божествов Матхуре брахману по имени Чоба. Позже Божество было передано Санатане Госвами и прославилось, как Мадана-Мохан.
17. Двадашадитья-тила (холм)
Возле холма Санатана Госвами пел бхаджаны и покло­нялся своему возлюбленному Божеству Мадана-Мохана, держа его под деревом. Санатана Госвами пришел во Вриндаван в 1516 году вместе со своим братом Шрилой Рупой Госвами. В более поздние времена на этом месте был выстроен храм Мадана-Мохана. После победы над змеем Калия Господь Кришна, нем­ного замерзший от долгого пребывания в воде, поднялся на холм и легпонежиться на солнце. Тотчас перед Криш­ной появилось двенадцать форм Адитьи (Сурьи, бога сол­нца) в виде двенадцати ярких солнц, чтобы уберечь Гос­пода от простуды. От жары Господь Кришна вспотел и из Егопота образовалось маленькое озерцо, известное как Прашкандана-гхата.
17. Храм Мадана-Мохана
Этот знаменитый храм построен Шрилой Санатаной Госвами и был первым храмом Кришны во Вриндаване, ко­торый в те времена был просто лесом. В период нападений на Вриндаван солдат фанатичного мусульманского импера­тора Аурангзеба изначальное божество Мадана-Мохана из соображений безопасности было перенесено в Караули (Раджастан). Божество, которое находится здесь сегодня, является пратибху-мурти (копией), которое тем не менее неотлично от изначального Божества. Господь Чайтанья очень любил Санатану Госвами; как-то Он сказал ему: «Твое тело принадлежит Мне, оно — главный инструмент для преданного служения. Тебе сле­дует установить основные принципы и обязанности вай-шнава и описать его качества, объяснить значение предан­ного служения Господу Кришне; кроме того, следуетзано­во обнаружить скрытые места развлечений Кришны, пос­троить храмы и научить людей искусству принятия отре­ченного образа жизни». Божество Мадана-Мохана, также известное, как Мадана-гопала, первым обнаружил один из самых близких спутников Господа Чайтаньи — Адвайта Ачария, когда со­вершал свою бхаджану в месте, которое известно сейчас, как Адвайта-вата и располагается прямо под холмом Два-дашадитья. Спустя много лет Рупа Госвами и Санатана Госвами зашли в Матхуру для сбора подаяний (мадхукари), и так случилось, что Санатана Госвами посетил жилище брах­мана Чоба. Когда он случайно увидел, как дети брахмана возятся во дворе с Мадана-Моханом, то задохнулся от возмущения. Санатана Госвами сразу же позвал брахмана и строго отчитал его за отсутствие должного почтения к Божеству, а затем рассказал ему обо всех правилахи предписаниях поклонения Божеству. Той же ночью по возвращении во Вриндаван Санатана увидел сон, в котором Мадана-Мохана сказал ему, что был очень счастлив жить в доме брахмана, как один из его детей,но теперь, когда брахман стал совершать столько предписаний и правил, Он совсем не рад этому. Затем Мадана-Мохана явился во сне брахману, сказав: «У тебя столько детей, а у Санатаны ни одного, пожалуйста, отдай Меня ему». На следующее утро Санатана Госвами поспешил к до­му брахмана, чтобы извиниться и принести поклоны, но к его изумлению брахман попросил забрать Мадана-Моха­на. Поначалу Санатана отказывался, поскольку не мог предлагать Мадана-Мохану изысканной пищи, ведь он сам питался лишь сухими чапати. Но позже, в другом сне, Мадана-Мохана сказал ему, что от него Он примет любое подношение. После этого Санатана Госвами принес Божество во Вриндаван, в место, где он пел бхаджаны прямо под хол­мом Двадашадитья, и поставил Мадана-Мохана на ветки ближайшего дерева. Прошло время… Однажды Санатана предложил свои сухие чапати, но Мадана-Мохана внезап­но попросил соли. Санатана воскликнул: «Только пос­мотрите, сегодня ты просишь соли, а завтра тебе захочет­ся сластей; я уже старик и мне еще надо написать столь­ко книг,поэтому, пожалуйста, просто прими эти сухие чапати». Так случилось, что тем же днем мимо проплывал бога­тый купец из Мултана в Пенджаб, везя большую лодку соли для продажи на местном рынке. ВозлеКалия-гхаты лодка села на мель и не сдвигалась с места три дня. Ку­пец, чье имя было Рамдас Капур, в отчаянии метался по берегу, пока один симпатичный местный мальчишка не посоветовал ему обратитьсяза помощью к Санатане Гос­вами, святому, живущему под холмом Двадашадитья. Взобравшись на холм, Рамдас Капур увидел Санатану Госвами, воспевающего бхаджаны, и попросил его о помо­щи. Но Санатана предложил ему обратиться сначала к Мадана-Мохану, ибо лишь Он мог помочь в его беде. Как только купец закончил поклоняться Мадана-Мохану, лод­ка сама соскочила с отмели. Рамдас пришел в восторг и пообещал вернуться по окончании своих торговых дел в Агре. Вскоре Рамдас Капур вернулся, продав все свои товары с великой прибылью, которую он всю хотел отдать Санатане Госвами в знак признательности за помощь,получен­ную от Мадана-Мохана. Санатана попросил его построить великолепный храм в честь Мадана-Мохана, что купец и сделал. Под храмом он также возвел гхату из чудесного красного песчаника. К несчастью, около века спустя, ког­да нечестивый император Аурангзеб послал своих солдат разрушить храмы во Вриндаване, храм Мадана-Мохана был осквернен, как и многие другие храмы. Эта трагедия произошла в 1670 году.
Храм открыт: летом — даршан 6.00–11.00 и 17.00–21.30. зимой — мангала (только в месяц картика) 4.00; даршан 7.00–12.00 и 16.00 — 20.00.
17. Бхаджан-кутир Санатаны Госвами
Сразу за храмом находится бхаджан-кутир Санатаны Госвами, который поклонялся Божеству Мадана-Мохана, держа его в стволе дерева, прежде чем был построен храм. За бхаджан-кутиром Маданом-Моханом был вырыт коло­дец, чтобы Санатане Госвами в его преклонном возрасте не надо было далеко ходить за водой.
17. Самадхи Санатаны Госвами
В 1558 году Шрила Санатана Госвами вошел в свое самадхи и его тело похоронено в маленьком садике на склоне холма Двадашадитья позади храма Мадана-Моха­на. В садике также расположены пушпа-самадхи Тапана Мишры и Чандрашекхары — близких спутников Госпо­да Чайтаньи. Когда Господь Чайтанья посещал Варана­си, Он останавливался и принимал прасад в домах этих двух преданных. Тапана Мишра был отцом Рагхунатхи Бхатты Госвами. Кроме того, здесь находится грантха-самадхи, содержащее святые  книги шестерых  Госвами Вриндавана.
Открыто: как и храм.
18. Новый храм Мадана-Мохана
Этот храм построен за старым храмом, после того, как последний осквернили солдаты Аурангзеба. В новом хра­ме стоят пратибху-мурти изначальных Божеств, которых отнесли в Раджастан.
Открыто: летом — мангала 4.00; даршан 7.30–12.00 и 16.30–20.00. зимой — мангала 5.00; даршан 8.30–12.00 и 17.00–17.00.
19. Храм Ашта-сакхи
Неподалеку от Мадана-Мохана-мандира находится храм восьмерых сакхи с Божеством Радха-Расабихари в центре. Этот храм был возведен царем провинции Хетам-бур в Западной Бенгалии. Имя царя — Раджа Рамраджан Чакраварти. Он был инициированным учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами.
Супруге царя приснился сон, в котором Господь Кришна приказал им построить храм Ашта-сакхи. Ашта означает «восемь», а сакхи — «ближайшие подруги Шри-мати Радхарани». Имена сакхи таковы, слева направо: Судеви, Тунгавидья, Индулекха, Вишакха, Лалита, Читра, Чампакалата и Рангадеви.
Храм открыт: летом — мангала 5.00; даршан 7.00–11.30 и 16.00 —20.00. зимой — мангала — 5.00; даршан 7.00–12.30 и 16.00–20.00.
20. Вихар-кунда
Господь Кришна отдыхал возле этой кунды после того, как погасил бушевавший лесной пожар.
21. Даванала-кунда
Именно на этом месте Господь Кришна погасил об­ширный лесной пожар и спас всех обитателей Вриндавана.
22. Джайпурский храм
Храм выстроен в 1917 году правителем Джайпура Саваи Мадхавом после 30 лет напряженного труда. Во Вриндава­не он считается одним из наиболее роскошных и гранди­озных храмов. Стены из обработанного вручную песчани­ка являют собой образчик непревзойденного мастерства. Массивные колонны, поддерживающие крышу, вырезаны из цельного куска скалы. Причудливо обработанный мра­морный алтарь сделан в стиле периода Мугулов. Чтобы без затруднений доставлять огромные куски песчаника для строительства, правитель провел железнодорожную ветку, которая соединила Вриндаван с Матхурой. В храме покло­няются Божеству Шри ШриРадха-Мадхавы.
Храм открыт: летом — мангала 5.00; даршан 7.30–10.00 и 17.00–20.30. зимой — мангала 6.30; даршан 8.00–11.30 и 16.00–19.00.
23. Храм Банке-бихари
Банке-бихари означает «Кришна, Верховный наслажда­ющийся». Храм, построенный в 1864 году, является одним из самых популярных во Вриндаване и известен по всей Индии. Божество Банке-бихари было найденов Нидхуване Свами Харидасом. Современник шести Госвами Вриндавана, он известен своими бхаджанами преданности. Он был гуру знаменитого музыканта Тансена. Свами Харидас принадлежит к Нимбарка-сампрадайе.
Храм открыт: летом — мангала 5.00; даршан 7.30–10.— и 17.00–20.30; зимой — мангала 6.30; даршан 8.00–11.30 и 16.00–19.00.
24. Храм Нрисимхадева
Храм — один из немногих храмов Господа Нрисимха­дева во Вриндаване. Большое Божество Господа Нрисим­хадева вырезано из дерева.
Храм открыт: летом/зимой —даршан 5.00–12.00 и 16.00–19.00.
25. Храм Радха-Валлабха
Другой известный храм Вриндавана, построенный Хит Харивамшей Госвами. Хит Харивамша — основатель сам-прадайи Радха-Валлабха, последователи которой занима­ются служением Радхарани. Они же управляют другим храмом — Банке-бихари. В храме Радха-Валлабхи нет Бо­жества Радхарани, но о Ее присутствии говорит корона, помещенная рядом с Кришной. На одном фундаменте с храмом расположены также храмыРадха-Ананда Валлаб-хи, Радха-Дживан Валлабхи и Радха-Кишори Валлабхи.
Храмы открыты: мангала 5.30; даршан 8.30–12.15 и 18.00–21.00.
26. Бхаттаджи-мандир
Здесь можно увидеть личный экземпляр «Шримад-Бха-гаватам» Рагхунатхи Бхатты Госвами. Бхаттаджи-мандир расположен во дворе храма Радха-Мадана-Мохана, напро­тив храма Нрисимхи. Рагхунатха Бхатта Госвами был из­вестен своим воспеванием «Шримад-Бхагаватам». Когда он воспевал стихи тремя различными мелодичными рит­мами, людей охватывали сильные духовные эмоции, дохо­дившие временами до обморока.Сам Рагхунатха прояв­лял в это время все признаки экстаза. Он был очень нео­бычной личностью. Как пишет Шри Нарахари Чакраварти Тхакур в книге «Бхакти-ратнакара»: «Однажды Рагхунатха мысленно представил, что ест рис с молоком. После этого его желу­док перестал переваривать пищу, и никто не мог понять причину. Услышав о состоянии Рагхунатхи, Шри Виттха-ланатха привел к нему двух лекарей из Шри Валлабхапуры. Пощупав его пульс, лекари сказали, что несварение желудка произошло из-за того, что он ел рис с молоком. Удивленный таким заключением, Шри Виттхаланатха за­явил, что этого не может быть, поскольку Рагхунатхане ест ни молока, ни риса. Тогда Рагхунатха сказал: „Да, это верно, но дело в том, что я ел молоко и рис в своем вооб­ражении“. Услышав это, все остолбенели от удивления. Таковы деяния Рагхунатхи даса Госвами».
Открыт: летом — 6.00–12.00 и 16.00–20.00. зимой — 8.00–12.00 и 16.00–21.00.
27. Джугал-гхата
Здесь находится старинный храм Джугал Бихари, которому более 400 лет.
28. Сева-кунджа
На этом святом месте проходил танец раса и здесь Господь Кришна служил Шримати Радхарани, украшая Ее волосы цветами, а также растирая и разрисовывая Ее лотосные стопы. Радха и Кришна оставались здесь всю ночь, танцуя с гопи и наслаждаясь различными трансцен­дентными развлечениями. Здесь можно увидеть раса-с-тхали — место, знаменующее собой танец раса Господа Кришны с гопи. Тут же расположен небольшой храм Ранг Махал, посвященный развлечениям Радхи и Криш­ны. Рядом с входом в сад находится кунда, сделанная Господом Кришной. Он пяткой выкопал ямку в земле, чтобы Лалита-деви, страдающая от жажды, смогла напиться. С помощью Своей мистической силы Господь Криш­на распространил Себя во множество форм, чтобы од­новременно танцевать с сотнями гопи. Каждая гопи ду­мала, что Кришна танцует лишь с ней одной.Во время танца ножные колокольчики, украшения и браслеты го­пи производили удивительно изысканные звуки. Танцуя, гопи пели нехитрые песенки, которые очень нравились Кришне. Некоторые из гопи танцевалис Кришной щека к щеке и Он передавал им из Своих уст пережеванные орехи бе­теля, которые они возвращали с поцелуями обратно. По­лучая эти орехи бетеля с лотосного языка Господа Криш­ны, гопи преисполнялись еще большей духовной красо­той. Кришна, будучи Верховным Господом, является также и Верховным Наслаждающимся. Все творение предназ­начено для Его наслаждения; гопи Вриндавана понима­ли это совершенным образом и делали все, чтобы удов­летворить Кришну. Они не требовали что-либо взамен за свое служение, в этом и состоит принцип бхакти-йоги — полное предание себя Господу в чистой беспримес­ной любви.
Открыто: летом — мангала 5.30; даршан 7.00–12.30 и 15.30–18.00. зимой — мангала 6.00; даршан — 7.00–12.30 и 16.30–19.00.
29. Имли-тала (тамариндовое дерево)
Это дерево — место любимых игр Шримати Радхарани. Как-то во время танца раса Шримати Радхарани вне­запно убежала и скрылась. Кришна принялся Ее искать, но безуспешно. Тогда Он пришел и сел под этим дере­вом. Из-за горячих эмоций разлуки со Своей возлюблен­ной Радхой тело Кришны стало такого же золотистого цвета, как и у Шримати Радхарани. И тогда появилась Шри Радха в окружении своих подруг и приняла даршан этой золотой формы Господа Кришны. Радхарани спросила Кришну, с чего бы Он принял та­кой цвет и Господь ответил, что после долгих поисков Он пришел и присел здесь в настроении глубокой раз­луки, а послевоспевания имени Радхарани Его тело вдруг приняло такой же золотой цвет. И таким образом Его переживания и чувства изменились на Ее умонас­троение, и Он стал переживать Ее настроение в разлуке с Ним. Кришна также сказал Радхарани, что в Кали-ю­гу Он вновь примет Ее настроение и форму, чтобы рас­пространить любовь к Богу среди всех обусловленных душ. Почти 5000 лет спустя Кришна вновь пришел в форме Господа Чайтаньи Махапрабху, золотого воплощения Кришны, известного как Золотая Аватара. Будучи во Вриндаване, Он часто приходил под это дерево, воспевая Святые имена Кришны. Под влиянием глубокой разлукис Господом тело Шри Чайтаньи часто меняло свой цвет на темный цвет тела Кришны и слезы духовного экстаза лились из Его лотосных глаз.
Открыто: летом/зимой — даршан 5.30–12.00 и 16.00–20.00.
30. Храм Сита-Натхи
Этот храм открыт в честь Адвайты Ачарии и его жены Ситадеви. Название Сита-Натха указывает на Господа Шиву, который обращается к Адвайте Ачарии — ближай­шему спутнику Господа Чайтаньи. Адвайта Ачария был воплощением Господа Махавишну и пришел на землю, чтобы помогать Господу Чайтанье в распространении дви­жения санкиртаны. Из храмового дворика видна Сева-кунджа и примыкающий к ней сад Кишорбан.Если под­няться на крышу храма, то перед глазами разворачивает­ся панорама Сева-кунджи и прилегающей территории.
Храм открыт: летом — мангала 5.00; даршан 7.00–12.00 и 16.30–19.00; зимой — мангала 6.00; даршан 7.00–12.00 и 16.30–19.00.
31. Храм Радха-Дамодары
Это наиболее важный храм во Вриндаване. Божество бы­ло вручную изготовлено Рупой Госвами и подарено своему дорогому ученику Дживе Госвами, который позже постро­ил здесь храм. Поклонение Божеству началось с 1542 года. В 1558 году эта земля была выкуплена и Божество устано­вили на симхасану.
В давние времена эта территория была центром Сева-кунджи и местом бхаджаны Рупы Госвами. Каждый день он читал другим Госвами и своим близким ученикам лек­ции по «Щримад-Бхагаватам» и рассказывало развлече­ниях Кришны. Шрила Прабхупада говорил, что храм Радхи-Дамодары является центром духовного мира благодаря трансценден­тной деятельности, совершаемой здесь последователями Господа Чайтаньи под руководством Шрилы Рупы Госвами. Кроме Божества Шри Шри Радха-Дамодары в храме находятся Божества Радха-Вриндавана Чандры Шрилы Кришнадаса Кавираджа, Радха-Мадхавы Шрилы Джаяде-вы Госвами, Радха-Чалачикана Шрилы Бхургарбхи Госва­ми, а также говардхана-шила Шрилы Санатаны Госвами с отпечатками стопы Господа Кришны. Обычно Санатана Госвами, даже в преклонном возрасте, обходил холм Говардхана каждый день в силу взятого на себя обета. Однажды Господь Кришна в облике прекрасно­го мальчика-пастушка внезапно появился перед ним и ска­зал, что поскольку Санатана уже стар, ему нет надобности ежедневно обходить вокруг Говардхана. Санатана ответил, что в этом заключается его обет и он не может его нару­шать. Покоренный отречением великого преданного, Кришна встал на большой валун и заиграл на Своей флей­те. Флейта, на которой играл Господь, издавала такие сла­достные звуки, что растопила камень и на нем осталась стопа Кришны, а рядом — копытце теленка, отпечаток флейты и стрекала Кришны, которым Он направлял коров. Кришна отдал Санатане этот камень с холма Говардхана, говоря, что если три раза обойти вокруг камня, это будет равноценным обходу вокруг всего Говардхана. Санатана принял шилу от Кришны, и с тоговремени он трижды об­ходил говардхана-шилу, вместо полного обхода вокруг хол­ма Говардхана.
Каждый может получить даршан этой священной говар-дхана-шилы, если попросит пуджари и даст взамен скром­ное пожертвование.
Храм открыт: летом — мангала 4.30; даршан 6.30–12.30 и 17.00–21.30. зимой — мангала 5.00; даршан 7.30–13.00 и 16.15–20.45.
31. Бхаджан-кутир Рупы Госвами
Бхаджан-кутир Шрилы Рупы Госвами находится во дворике храма Радха-Дамодары. Это место в давние вре­мена была центром Сева-кунджи и именно это место Ру­на Госвами сделал своей штаб-квартирой, здесьон напи­сал множество книг, проводил лекции по «Бхагаватам», обсуждая ее темы с другими Госвами и своими последо­вателями. Рупа Госвами пришел во Вриндаван вместе со своим младшим братом Санатаной Госвами около 1516 года, вы­полняя наказ Господа Чайтаньи Махапрабху о четырех особых видах служения: 1) обнаружить утраченные места игр Господа Кришны; 2) построить храмы, установить Бо­жества и начать поклонение Им; 3) написать бхакти-шастры; 4) описать правила и предписания бхакти-йоги. Самой известной книгой Рупы Госвами является «Бхакти-расамрита-синдху» (Океан нектара преданности), которую необходимо читать всем вдохновленным вайшнавам, поскольку она является основой движения бхакти Господа Чайтаньи. Все гаудийа-вайшнавы известны как рупануги, то есть последователи Шрилы Рупы Госвами, ибо именно он установилгаудийа-вайшнава бхакти-марг — путь тех, кто следует по стопам Господа Чайтаньи Ма­хапрабху.
Открыт: так же, как и храм.
31. Самадхи Рупы Госвами
Здесь покоится священное тело Шрилы. Рупы Госвами, вошедшего сюда в год 1564. Тело Рупы Госвами было по­мещено в самадхи, стоящем прямо напротив бхаджан-кутира великого святого во дворике храмаРадха-Дамодары, его самым близким и дорогим учеником Дживой Госвами.
Открыто: так же, как и храм.
31. Самадхи Дживы Госвами
В год 1608 Шрила Джива Госвами вошел в самадхи и его тело покоится рядом с его любимыми Божествами — Радха-Дамодарой. Самый младший из шестерых Госвами Вриндавана Джива Госвами считается величайшим фило­софом за всю историю Индии. Он также был племянни­ком Рупы и Санатаны Госвами. После ухода Рулы и Санатаны Джива Госвами стал ачарией всех гаудийа-вайшнавов. Джива Госвами признан сегодня величайшим санс­критологом, который когда-либо рождался на этой плане­те. Университет штата Бенарес учредил факультет по изу­чению литературного наследия Шрилы Дживы Госвами.
Открыто: так же, как и храм.
31. Самадхи Кришна даса Кавираджа Госвами
Следующим за самадхи Дживы Госвами находится са­мадхи Кришна даса Кавираджа, автора «Чайтанья-чаритамриты» (которую он закончил в 1581 году) и близкого друга шестерых Госвами. Он был прямым учеником Гос­пода Нитьянанды Прабху. Кришна дас Кавираджа Госвами оставил тело в 1582 году.
31. Пушпа-самадхи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами
Духовный учитель Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати вошел в пушпа-самадхи в 1936 году, а его полное самадхи находится в Шридхама Майапуре.Пушпа-самадхи расположено прямо напротив самадхи Дживы Госвами.
31. Пушпа-самадхи царя провинции Вана Вишнупура — Бирхамбира
Следующим за самадхи Дживы Госвами идет пушпа-са­мадхи известного царя провинции Вана Вишнупура, с ко­торым связана следующая история: как-то царь, услышав от своего астролога, что в котомке трех преданных(а ими были Шриниваса Ачария, Нароттама дас Тхакур и Шья-мананда Пандит) хранится великое сокровище, похитил котомку, в которой эти преданные везли из Вриндавана в Бенгалию священные книги для распространения среди бенгальских вайшнавов. Когда царь понял свою ошибку и увидел, что забрал книги, принадлежащие Госвами, он предался Шринивасе Ачарии и стал его учеником. Позже царь превратил все свое царство в вайшнавскую державу.
31. Самадхи Бхугарбхи Госвами
Один из близких спутников шестерых Госвами, он по­лучил имя Бхугарбха, потому что совершал свою бхаджану, спрятавшись в земляной яме (бху означает «земля», гарбха — «чрево, лоно»). Господь Чайтанья явился емуво сне и наказал установить вместе с Локанатхой Госвами местоположение утраченных лесов Враджа. Они появи­лись во Вриндаване как раз перед приходом туда Рупы и Санатаны Госвами.
31. Бхаджан-кутир Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады
Известный всему миру как прославленный ачария-основатель Международного общества сознания Кришны Шрила Прабхупада жил во Вриндаване до своей поездки в Америку для проповеди сознания Кришны. В 1959году он переехал в храм Радха-Дамодары, где занял две комна­ты. В одной комнате он воспевал Святые имена и напи­сал английский перевод «Шримад-Бхагаватам», а во вто­рой — готовил и принимал прасад, поглядываяво дворик на самадхи и бхаджан-кутир Шрилы Рупы Госвами. Переезд в храм Радха-Дамодары стал главным пово­ротным пунктом в жизни Шрилы Прабхупады. Здесь он получил божественные благословения Рупыи Дживы Госвами распространить послание Господа Кришны в за­падном мире. Шрила Прабхупада, глубоко сосредоточен­ный на учении Господа Чайтаньи и преданном служении Господу Кришне, обдумывал свои планы по затоплению мира сознанием Кришны и идею по созданию ИСККОН — международного общества преданных. В храме Радха-Дамодары Шрила Прабхупада принял санньясу 17 сен­тября 1959 года. В 1965 году он вышелиз храма, неся несколько томов «Шримад-Бхагаватам» и имея всего 40 рупий, чтобы, оста­вив Вриндаван, сесть на грузовой корабль, отплывающий в Америку. Шрила Прабхупада уехал, чтобы донести все­му миру славу Господа Шри Кришны и Вриндавана-дха-мы. Он заверил своих учеников, что навсегда останется в своих покоях в храме Радха-Дамодары.
Открыт: так же, как и храм.
32. Шрингара-вата (Нитьянанда-вата)
Здесь Господь Нитьянанда останавливался, будучи во Вриндаване. Именно здесь, возле Шрингара-ваты, Гос­подь Кришна украшал Шримати Радхарани редкими бриллиантами, цветами и узорами (шрингара) перед тем, как отправиться в Нидхувану для Своей раса-лилы. Из­начальное баньяновое дерево (вата), под которым сиде­ла Божественная пара, в наши дни почти исчезло, остал­ся лишь широкий пень. Но рядом с ним была посажена его ветка, которая сейчас выросла в большое баньяновое дерево. Под ним расположен храм, посвященный укра­шению Кришной Радхарани, а как раз позади храма на­ходится то самое место, где это происходило.В левой части дворика стоит храм Радха-Кришны, Гаура-Нитай и Господа Джаганнатхи.
Открыт: летом — мангала 4.30; даршан 8.00–12.30 и 16.30–20.30;
зимой — мангала 5.30; даршан 8.00–12.30 и 16.30–20.00.
33. Говинда-гхата
Одна из священных гхат, где Господь Кришна встречал­ся с гопи и наслаждался трансцендентными развлечения­ми на берегах Ямуны.
34. Храм Радха-Шьямасундары
В храме стоят Божества, принадлежавшие Шьямананде Пандиту, ученику Хридайи Чайтаньи. Он обучался под руководством Шрилы Дживы Госвами, который послал его в Ориссу вместе со Шринивасой Ачариейи Наротта-мой дасом Тхакуром проповедовать послание Господа Чайтаньи. Они стали первой группой распространения книг в истории движения санкиртаны Господа Чайтаньи.
Храм открыт: мангала 4.00; даршан 8.00–11.30 и 16.00–19.30.
35. Тилака-стхана Шьямананды
Это место, где Шьямананде Пандиту ставила тилаку Сама Шримати Радхарани. Ежедневно Шьямананда, которого тогда звали Дукхи Кришна дас, убирал мусор на Сева-кундже — в те времена весьма обширную террито­рию. И однажды он нашел золотой ножной колокольчик. Присмотревшись к нему, он заключил, что колокольчик должно быть принадлежит Радхарани. Увидев, что ее ко­локольчик пропал, Радхарани попросила Свою подругу Лалиту-сакхи пойти и поискать его на Сева-кундже. Там Лалита встретила Шьямананду и спросила, не видел ли он колокольчик ее сестры. Шьямананда ответил, что, ко­нечно, видел и нашел его, но сказал, что отдаст лично в руки Шримати Радхарани, надеясь получить Ее редкий даршан. Вскоре пришла Шримати Радхарани и Шьямананда при виде Ее упал на землю в почтительном поклоне. Удовлет­воренная ежедневным служением Шьямананды в Сева-кундже, Радхарани благословила преданного и коснулась своим ножным колокольчиком его лба, а колокольчик ос­тавил отметку тилаки. Радхарани также дала ему это имя — Шьямананда.С этого дня он и его последователи нано­сят именно такой знак тилаки.
35. Пушпа-самадхи Шьямананды Пандита
Шьямананда Пандит оставил тело во время проповеди в Ориссе. В его честь здесь идет круглосуточный киртан.
35. Пушпа-самадхи Расикананды Прабху
Ученик Шьямананды Пандита, он был пуджари Говин-даджи-мандира, а после отправился по наказу Шьяманан­ды проповедовать в Ориссе. Он также известен под име­нем Расика Мурари.
36. Храм Бан-Кханди Махадева (Храм Шивы)
Во Вриндавана-дхаме насчитывается пять известных храмов Шивы: Гопишвары, Бхутешвары, Чакалишвары, Камешвары и Нандешвары. Господь Шива является за­щитником святой дхамы. Обычно Санатана Госвами каж­дый день на Говардхане получал даршан Чакалишвары Махадева. Однажды Чакалишвара Махадев явился ему во сне и сказал, что поскольку Санатана уже стар, ему нет необходимости ходить на Говардхан для даршанов, пото­му что Чакалишвара проявит себя во Вриндаване в обра­зе Бан-Кханди Махадева. И с тех пор Санатана Госвами ежедневно посещал этот храм и получал даршан.
37. Храм Гаура-Нитай Пишимы
Здесь находятся Божества Гаура-Нитай, принадлежав­шие Мурари Гупте, одному из ближайших спутников Гос­пода Чайтаньи. Их принесли во Вриндаван, а позднее Им поклонялась матаджи Пишима, великая святая Вриндавана.
Открыт: летом/зимой — даршан 7.30–12.ОО и 16.00–20.30.
38. Храм Мирабхай
Храм посвящен великой женщине-святой по имени Мирабхай, которая отказалась от жизни принцессы и пришла во Вриндаван, чтобы поклоняться Господу Криш­не. В этом месте она жила и писала свои знаменитыепес­ни преданности Шри Кришне.
Открыт: летом/зимой — даршан 7.3О-12.3О и 17.00–20.00.
39. Храм Шанджи
Популярный во Вриндаване храм построен в 1876 году богатым ювелиром Шах-Кундан Лал из Лакнова, он так­же построил храм Радхарамана. Он принял посвящение в преемственности госаи Радхарамана; здешних Божеств на­зывают Чота (маленькие) Радхарамана. Этот храм был построен для жилища изначальных Божеств Радхарамана, но жрецы решили не переносить Их Светлости из изна­чального храма.
Открыт: летом — мангала 5.30; даршан 8.30–12.30 и 16.30–20.30;
зимой — мангала 6.30; даршан 8.30–12.30 и 17.30–19.30.
40. Сад Нидхувана
В этой священной кундже Божественная пара Радха и Кришна иногда отдыхали после танца раса. В конце сада стоит небольшой храм, называемый Ранг Махал, где всег­да приготовлена софа для отдыха Радхи и Кришны.Тут есть еще один небольшой храм, посвященный Радхе, ук­равшей как-то флейту Кришны. В храме можно видеть Радхарани, играющую на этой флейте в окружении Сво­их подружек Лалиты и Вишакхи. В кундже находится кунда, посвященная сакхи Вишакхе. Здесь можно видеть самадхи Свами Харидаса, который воспевал Святые име­на в этом месте. Он же обнаружил в саду Божество Бан-ке-бихари. Это место неподалекуот Ранг Махала.
Открыт: летом — 7.30–12.00 и 15.00–19.00; зимой — 8.30–12.00 и 14.00–16.30.
41. Храм  Шриджи
Главный храм вайшнавской сампрадайи Нимбарка
Открыт: мангала 5.ОО   даршан 9.00–12.00 и 17.00-2О. ОО
42. Чир-гхата
После победы над ужасным демоном Кеши Господь Кришна отдыхал в этом месте, здесь же иногда отдыхал и Господь Чайтанья. Некоторые утверждают, что это место и есть Чира-гхата, где Господь Кришна украл одежды гопи, но Джива Госвами говорил, что Чира-гхата находится в восьми милях вверх по реке.
43. Храм Радхарамана
Знаменитый храм Гопал Бхатты Госвами. Сева пуджа Радхараману была проведена в 1542 году после того, как Божество проявило Себя из шалаграма-шилы.
Однажды богатый торговец пожертвовал Гопал Бхатте Госвами одежду, короны и драгоценности, но тот совсем не обрадовался, сокрушаясь, что не может нарядить ша-лаграма-шилу, которой поклонялся, во все эти дары, как это делают другие Госвами со своими Божествами. Сокру­шаясь об этом, Госвами прилег отдохнуть. На следующий день рано утром, когда он вошел для омовения к своим шалаграма-шилам, то внезапно увидел, как одна из них превратилась в прекрасное Божество Кришны, который проявился из самой любви, чтобы исполнить заветное же­лание Гопал Бхатты Госвами. Радхарамана означает «Тот, кто услаждает Радху».Это одно из имен Кришны. В хра­ме нет Радхи, но о ее присутствии говорит корона рядом с Кришной.
Храм открыт: летом — мангала 4.00; даршан 8.00–12.З0 и 18.00–20.00; зимой — мангала 5.30; даршан 8.00–12.30 и 18.00–20.00.
43. Место явления Радхарамана
Здесь Божество проявило Себя из шалаграма-шилы. Здесь же Гопал Бхатта Госвами поклонялся своему Бо­жеству и совершал бхаджану.
43.  Самадхи Гопал Бхатты Госвами
Гопал Бхатта Госвами оставил тело в 1585 году и оно покоится здесь, совсем рядом с местом, где он поклонял­ся своему возлюбленному Божеству Радхараману.
44.  Храм Радхи-Гокулананды
Храм построен Локанатхой Госвами, который совершал бхаджану в этом месте. В храме стоит миниатюрное, но очень красивое Божество Гокулананды, которому покло­нялся Вишванатха Чакраварти Тхакур. Также здесь нахо­дятся Божества Радха-Винода Шрилы Локанатха Госва­ми, Виджай-Говинда Шрилы Баладевы Видьябхушаны и Чайтанья Махапрабху Шрилы Нароттамы даса Тхакура. Здесь же хранится шалаграма-шила с отпечаткомбольшо­го пальца Господа, которую Господь Чайтанья дал Рагху-натхе дасу Госвами.
Открыт: летом — мангала 5.00; даршан 8.00–12.00 и 17.30–20.00.
зимой — мангала 6.00; даршан 8.00–12.00 и 17.30–20.00.
44. Самадхи Локанатха Госвами
Локанатха Госвами, которого часто называют седьмым Госвами Вриндавана, был близким другом шестерых Госвами. Здесь он проводил бхаджану. Он принял только одного ученика — Нароттаму даса Тхакура. Локанатха Гос­вами вошел в самадхи между 1583 и 1588 годами. Господь Чайтанья явился ему во сне и дал указание прийти во Вриндаван, чтобы вместе со своим близким другом Бху-гарбхой Госвами обнаружить 12 священныхлесов. Самад­хи примыкает к храму Гокулананда.
44. Пушпа-самадхи Нароттама даса Тхакура
В пушпа-самадхи хранится гирлянда, одежда, каупина и мала великого преданного. Он был учеником Локанатхи Госвами и прославился как великий проповедник и певец киртанов и бхаджан. Его песни чрезвычайно популярны среди вайшнавов и поныне. Шрила Прабхупада очень лю­бил петь нектарные молитвы Нароттамы даса Тхакура.
44. Самадхи Вишванатхи Чакраварти Тхакура
Великий ачария XVII столетия, вклад которого в раз­витие движения гаудия вайшнавов неоценим. Его шикша-учениками были Баладева Видьябхушана и Нароттама дас Тхакур. Вишванатхи Чакраварти Тхакур оставил тело в1654 году.
44. Самадхи Ганганарайана Чакраварти
Выдающийся ученик Нароттамы даса Тхакура, его са­мадхи расположено рядом с самадхи его гуру в дворике храма Радха-Гокулананды.
45. Храм Вамши-Гопала
Когда Шрила Прабхупада впервые переехал во Вринда-ван после принятия ванапрастхи, он жил в комнате на втором этаже этого храма в течение 1956–1959 годов, до того, как перебрался в храм Радха-Дамодары. Сейчас невозможно получить даршан Шрилы Прабхупады в этой комнате, поскольку она занята другими постояльцами.
Храм открыт: летом/зимой мангала 4.00; даршан 5.00–11.00 и 15.00–19.30.
46. Самадхи данты Гададхары Пандита
Следующим пунктом остановки является самадхи, где хранится зуб Гададхары Пандита. Гададхара Пандит явля­ется воплощением Радхарани, он принадлежит к Панча-таттве и он сокровенный друг детских игр Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья наказал Гададхаре Пандиту никог­да не покидать Джаганнатха Пури. Ученик Гададхары, Наянананда, принес его зуб и поместил в самадхи. Раньше здесь находилось и самадхи Наянананды, нов наши дни оно скрыто.
Открыто: днем с 7.00 до 19.00.
47. Храм Джугала Кишора
Один из старейших вриндаванских храмов, сооружен в 1627 году. После осквернения солдатами Аурангзеба в 1670 году храм был полностью заброшен. Его иногда на­зывают храмом Кеши-гхата, поскольку он расположенвозле нее.
48. Кеши-гхата
Именно здесь Господь Кришна расправился с демоном Кеши в образе гигантского коня. Это одно из самых попу­лярных мест омовения во Вриндаване. Каждый вечер тут проходит арати Ямуна-деви.
Демон Кеши был еще одним приятелем греховного ца­ря Камсы. С помощью своей мистической силы он принял форму гигантского коня и, раздутый от злобы и ненавис­ти, ворвался во Вриндаван, где обнаружил Кришну, мир­но играющего на берегу реки Ямуны со Своими друзья­ми-пастушками. Господь Кришна услышал угрожающие звуки, издавае­мые демоном-конем, который принес беду всем обитате­лям Вриндавана. Тогда Он встал на пути демона, чтобы сразиться с ним; тотчас Кеши забегал вокруг Кришны, стараясь забить Его до смерти копытами. Но демон не знал, что это прелестное дитя, наслаждающееся Своими играми с пастушкамина берегу Ямуны, было не кем иным, как всемогущей Верховной Личностью Бога. Как только демон приблизился, Кришна схватил коня за ноги и стал вертеть вокруг Себя с бешеной скоростью. Голова у демоназакружилась и он растерялся, а Кришна поднял его с легкостью, как дитя поднимает цветок, и далеко швырнул от Себя. Конь брякнулся оземь и потерял сознание. Как только он немного пришел в себя, то опять набро­сился на Кришну. На этот раз Господь ударил демона в морду, выбив все зубы. Рука Кришны проникла в пасть коня и стала распухать в его горле. И Кеши задохнулся. Его ноги задергались в конвульсиях, тело взмокло от по­та, глаза вылезли из орбит и, умирая, он испражнился и обмочился. Вот так еще один ужасный демон исчез с лица земли милостью Шри Кришны. После убийства демона Кришна принял омовение в этой самой гхате.
49. Бхрамар-гхата
В то время, как Радха и Кришна сидели тут от Их трансцендентных тел стал исходить такой сладкий аро­мат, что прилетел рой диких черных пчел (бхарамар) и стал кружить вокруг, наслаждаясь нектарным благоуха­ниемБожественной пары.
50. Храм Радха-Гопинатхи
Божеству поклонялся Мадху Пандит, один из близких спутников Господа Чайтаньи. Божество Гопинатха было обнаружено в Вамши-вате Параманандой Госвами, кото­рый стал поклоняться Ему, а затем передал МадхуПан-диту. Храм также был осквернен мусульманскими солда­тами в 1670 году. Позади руин старого храма был выстро­ен новый храм. Изначальное Божество Гопинатха нахо­дится в Джайпуре, куда Его отнеслииз соображений бе­зопасности. Божество, находящееся здесь, это пратибху-мурти, которое не отличается от изначального Божества.
Храм открыт: летом/зимой мангала 5.00; даршан 7.30–11.45 и 16.30–20.ЗО.
51. Самадхи Мадху Пандита
Самадхи спутника Господа Чайтаньи Мадху Пандита Госвами, ученика Шри Гададхары Пандита и близкого спутника шестерых Госвами Вриндавана расположено на фундаменте храма Гопинатха.
52. Храм Сона Гауранги
Это Божества Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи. Их отправили во Вриндаван после попытки ограбления шайкой воров, которые думали, что Божества сделаны из чис­того золота из-за ослепительного сияния, исходившего от Них. Джаганнатха дас Бабаджи поклонялся Божествам возле Сурья-кунды; он прожил во Вриндаване многие го­ды, совершая бхаджану.
Храм открыт: летом/зимой — мангала 5.30; даршан 8.00–12.00 и 16.00–19.30.
53. Самадхи Билвамангала Тхакура
Говорится, что этот знаменитый святой Вриндавана прожил 700 лет, совершая бхаджану возле Брахма-кунды. Он автор известной книги «Кришна-карнамрита», которую каждый день читал Господь Чайтанья Махапрабху. Билва­мангала Тхакур также прославился своими песнями пре­данности о Господе Кришне. Судя по всему, он был пос­ледователем Вишнусвами из Южной Индии и пришел во Вриндаван около 700 г. н.э.
Открыто: ежедневно 4.30–12.30 и 16.30–21.00.
54. Гауранга Махапрабху-мандир (Амия Нимай)
Храм посвящен Господу Чайтанье. Божество высотой более двух метров хорошо известно во Вриндаване как Амия Нимай.
Храм открыт: летом/зимой —даршан 6.00–12.ОО и 16.00–20.00.
55. Самадхи Шринивасы Ачарии (Шриниваса Ачария-кунджа)
Ученик Гопал Бхатты Госвами и воплощение Гаура-шакти был ближайшим шикша-учеником Шрилы Дживы Госвами, который наказал ему проповедовать послание Господа Чайтаньи в Бенгалии и Ориссе. Самадхи — это комнатка в правой части дворика. Шриниваса имел мно­го учеников, из которых самым значительным был Рама-чандра Кавираджа. Шриниваса также был великим пропо­ведником «Бхагаватам» и превратил в преданного даже местного   правителя   Бирхамбира.   Шриниваса   Ачария прославился   также   своими   киртанами   и   бхаджанами. Внутри дворика в левой части расположен храм Радха-Мадхавы.  Небольшое серебряное божество  Кришны на верхнем выступе — это Джула Тхакура, принадлежащее Шринивасе Ачарии, который держал Его в мешочке с джапой.
Открыто: летом/зимой—даршан 7.00–12.00 и 16.00–19.30.
55. Самадхи Рамачандры Кавираджа
Ученик Шринивасы Ачарии и близкий друг Нароттамы даса Тхакура был одним из восьми Кавираджей. Его самадхи следующее по ходу за самадхи Шринивасы.
55. Пушпа-самадхи Хемлаты Тхакурани
Дочь Шринивасы Ачарии и великая проповедница вайшнавизма, имевшая множество учеников. Ее самадхи нап­ротив самадхи Шринивасы.
56. Храм Радха-Канта
Храм построен Гопал Гуру Госвами — учеником Вак-решвары Пандита. Еще ребенком Гопал встретился с Гос­подом Чайтаньей. Однажды Господь шутливо назвал его «гуру»; имя «прилипло» и он стал известен, как Гопал Гуру. Он изучал бхакти-шастры под руководством Сварупы Дамодары и Рагхунатхи даса Госвами.
Храм открыт: летом/зимой — 9.00–12.00 и 16.00–20.00.
56. Пушпа-самадхи Гопал Гуру
Близкий спутник Господа Чайтаньи и ученик Вакрешвары Пандита Гопал Гуру построил храм Радха-Канта и теперь в его дворике расположено это пушпа-самадхи. После того, как Гопал Гуру покинул этот мир, его учени­ки и последователи провели церемонию самадхи. Каково же было их изумление, когда, прибыв во Вриндаван, они обнаружили живого и улыбающегося Гопал Гуру Госвами, сидящего под деревом в храмовом дворике.Он сказал им, что тело, которое они видят сейчас, полностью духовно. Он повидался со всеми вайшнавами, приехавшими во Вриндаван, а затем исчез, сидя под этим самым деревом. И его ученики возвелипушпа-самадхи.
57. Храм Радха-Шьяма Райа
Божества Радха-Шьяма Райа принадлежали Гауридасу Пандиту, который построил этот храм. Гауридас Пандит ощущал чрезвычайно сильную разлуку с Господом, и Гос­подь Чайтанья подарил ему Божества Гаура-Нитай,кото­рые выглядели как живые. Однажды во время грандиоз­ного киртана Божества спрыгнули с алтаря и присоедини­лись к экстатическому воспеванию. Этим Божествам Гау­ра-Нитай до сих пор поклоняются в АмбикаКалне в За­падной Бенгалии.
Храм открыт: летом — мангала 4.00; даршан 6.00–12.00 и 16.00–21.00. зимой — мангала 5.00; даршан 6.00–12.00 и 16.00–20.00.
57. Самадхи Гауридаса Пандита
Близкий спутник Господа Чайтаньи и гуру Хридайа Чайтаньи он совершал бхаджану на этом месте в пределах Дхира Самира-мандира.
58. Дхира Самира-гхата
Дхира Самира-гхата означает «гхата, которая овевается легким ветерком» и доставляет наслаждение Радхе и Кришне, которые увлечены трансцендентными играми в садах на берегу Ямуны неподалеку от этой гхаты.С тече­нием времени и сады, и гхата исчезли от взора людей.
59. Храм Гопишвары Махадева
Храм посвящен Господу Шиве и он очень важен, пос­кольку Господь Шива не только защищает святую дхаму, но и охраняет раса-мандолу. В храме находится шива-лингам, которому уже 5000 лет и который установлен внуком Кришны Ваджранабой.
Как-то во время раса-лилы Господь Шива пришел пос­мотреть на чудесный танец Господа Кришна с гопи; но когда он попытался войти в раса-мандалу, его остановили сакхи Лалита и Вишакха и сказали, что посколькуон мужчина, то не может войти. Лалита посоветовала Госпо­ду Шиве сначала окунуться в озере Радхарани — Мана-Сароваре. Он так и сделал и тотчас превратился в одну из гопи. И тогда он вошел в раса-мандалу, где его приветс­твовал Господь Кришна и назвал именем Гопишвары. Гос­подь Кришна также дал Шиве благословение, что без раз­решения Господа Шивы никто не может войти в место раса-мандалы.
Храм открыт: летом — даршан 5.00–12.00 и 16.00–21.00. зимой — даршан 5.30–12.00 и  14.00–21.00.
60. Храм Радха-Гопал (Брахмачари-мандир)
Этот большой храм построен в 1860 году царем Гвали-ора Махараджей Дживаджи Синдия по приказу его гуру Гиридхари даса брахмачари.
Храм открыт: летом — мангала 5.30; даршан 8.30–12.30 и 17.00–21.00. зимой — мангала 6.00; даршан 8.30–12.30 и 20.30.
61. Вамши-вата (баньяновое дерево)
Знаменитое место, упоминаемое в бесчисленных молит­вах, куда Господь Кришна пришел в прекрасную полно­лунную ночь в сезон сарат (осенью) и позвал всех гопи Вриндавана, просто наигрывая несказанно сладкую мело­дию на Своей трансцендентной флейте. Вамши означает «флейта», а вата — «баньяновое дерево».
Раньше здесь стояло баньяновое дерево с времен Гос­пода Кришны, но около 450 лет назад Ямуна разлилась и унесла его с собой. Парамананда Госвами нашел одну из ветвей и посадил ее в этом месте. Копая ямку,он обнару­жил Божество Гопинатха, которое вначале было установ­лено 5000 лет назад внуком Кришны Ваджранабой. И это дерево, посаженное Параманандой Госвами, стоит здесь и поныне.
Открыто: летом — мангала 4.00; даршан 6.00–11.00 и 17.00–21.00. зимой — мангала 6.00; даршан 7.00–11.00 и 16.00–19.30.
62. Храм Текари Рани
Этот   искусно   украшенный   храм   посвящен   Радхе   и Кришне и был построен королевой царства Бихари Индраджит Кунверой в 1871 году.
Храм открыт: летом — мангала 5.00; даршан 6.00–10.30 и 17.00–20.30. зимой — мангала 6.00; даршан 7.00–11.00 и 16.00–19.30.
63. Гьяна Гудри
В этом месте под деревом вата Уддхава обсуждал с Видурой темы развлечений Кришны. Уддхава рассказал Видуре, что Кришна не упоминал ни одного преданного, кро­ме Видуры, вплоть до Своего ухода, а Видуру Он вспом­нил трижды. Это воспоминание о милости Кришны выз­вало у Видуры поток слез.
Сюда приходил Прайаг Раджа-тиртха (Аллахабад) в форме черного коня, чтобы принять омовение и смыть с се­бя все грехи, оставленные паломниками в Прайаге. После принятия омовения Прайаг вышел на берегбелоснежным конем, освободившись от всех грехов. Враджаваси омыва­ются здесь, когда Ямуна разливается в сезон дождей.
64. Храм Лала Бабу
Храм Кришна Чандрама, построенный в 1810 году мил­лионером из Бенгалии Кришной Чандрой Сингхом, кото­рый больше известен как Лала Бабу. Большой храм рас­положен в прекрасном саду, его окружают высокие стены. Лала Бабу рано отрекся от мира и стал вайраги. Он так­же построил гхаты вокруг Радха-кунды.
Храм открыт: летом/зимой — мангала 5.00; даршан 8.00–12.00 и 16.00–20.00.
65. Брахма-кунда
В этом месте Господь Брахма возносил молитвы Госпо­ду Кришне после того, как украл всех пастушков и телят. Билвамангала Тхакур воспевал здесь Святые имена Кришны на протяжении 700 лет. В северной части кунды Рупа Госвами обнаружил Божество Вринда-деви.
Озеро было сотворено из слез Господа Брахмы, вторич­ного творца вселенной, когда он возносил искренние и прекрасные молитвы Господу Кришне. Это произошло, когда Брахмаджи услышал о чудесных деяниях Кришны, мальчика-пастушка Вриндавана. Желая проверить, явля­ется ли Кришна на самом деле Верховной Личностью Бо­га, Брахма проделал трюк. Однажды днем, пока Господь Кришна принимал прасад вместесо своими друзьями-пас­тушками, Господь Брахма похитил телят, которые мирно паслись на лугу. Кришна пошел посмотреть, куда это они делись, и тогда Брахма украл всех пастушков. С помощью своей мистической силы он спрятал и пастушков, и телят в пещере. Погрузив их в глубокий сон, он вернулся на свою планету. Не найдя телят, Кришна вернулся и увидел, что пас­тушки тоже куда-то исчезли. Тогда Он понял, что это все проделки Брахмы. Поскольку подходило время возвраще­ния домой, Кришна решил распространить Себя в телят и пастушков. В деревне никто и не догадывался, что маль­чики и телята пропали. Кришна настолько искусно прев­ратился в каждого пастушка и теленка, что даже родите­ли об этом не прознали. После своего ухода Господь Брахма секунду подумал и решил вернуться, поскольку в глубине души опасался, что Кришна разгневается и покарает его за самоуправс­тво. Для Брахмы минуло пару мгновений, но на Земле прошел целый год. Вновь появившись на сцене, Брахма очень удивился, увидев тех же самых пастушков и телят,играющих с Кришной. Его удивление перешло в изумление, когда все они внезапно приняли четырехрукую форму Вишну. И тогда Брахма убедился в могущес­тве Господа Кришны, который превратил мистическую силу Брахмы в нечто малозначительное. Он сразу же вернул всех пастушков и телят на то же самое место. А потом упал на землю, подобно палке, и стал молить Кришну простить его за этот трюк проверки могущества Господа. Во время горячих молитв Господь Брахма изливал по­токи слез, из которых постепенно образовалось это не­большое озерцо — Брахма-кунда. Еще пару лет назад озе­ро было полно воды, но сейчас оно высыхаети уменьша­ется. За озером присматривают служители храма Манас-мандир, и если вы взойдете на его крышу, то перед вами раскинется величественная панорама не только самой Брахма-кунды, но и Вриндавана.
66. Храм Рангаджи
Храм построен в южно-индийском стиле в 1851 году и посвящен Господу Ранганатхе, или Рангаджи — форме Вишну, лежащем на Шеша-наге (змее). Храм предваря­ют традиционные гопурам (ворота) и он окружен высо­кими стенами. Это самый большой храм во Вриндаване. Один раз в году в течение месяца чаит (март-апрель) здесь проходит фестиваль повозки Брахмотсава, который длится 10 дней. Повозку (рат) тянут в садыРангаджи-бхаг, расположенные рядом с храмом. Это единственный храм во Вриндаване, куда не пускают иностранцев (они могут входить в храмовый дворик и обходить храм сна­ружи, а также посещать музей). Фактически, он один из немногих в Индии храмов, который следует этому уста­ревшему обычаю. Изначальный Рангаджи-мандир находится в Тричи (Тамил Наду) и туда позволено входить всем паломникам.
Храм открыт: летом — мангала 4.00; даршан 8.00–12.00 и 15.00–18.00. зимой — мангала 6.00; даршан 8.00–11.00 и 15.00–19.00.
67. Храм Говиндаджи
Божество Говиндаджи было установлено Шрилой Ру-пой Госвами, которому Господь Чайтанья наказал отк­рыть все утраченные святые места Вриндавана. Пять ты­сяч лет назад внук Кришны Ваджранаба установил мно­го главных Божеств во Вриндаване, и Говиндаджи явля­ется одним из них. Рупа Госвами обыскал весь Вринда-ван для установления  Йога-питхи, места отдыха изна­чального Божества Говиндаджи, но многомесячные поис­ки ни к чему не привели. Угнетенный Рупа Госвами сел на берегу Ямуны и стал плакать, взывая к Господу Чай-танье «Хе Чайтанья, Хе Чайтанья» (О, Чайтанья). Вдруг перед  ним  появился  прекрасный  мальчик-пастушок и сказал, что каждый день к ближайшему холму приходит корова и выливает свое молоко в яму на вершине холма. Рупа Госвами пошел за мальчиком, а когда они пришли, мальчик исчез. Увидев яму, наполненную молоком, Рупа Госвами   в   экстатическом   порыве   потерял   сознание. Прийдя в себя, он сразу же позвал местных рабочих, что­бы они разрыли яму. И вскоре он нашел прекрасное Бо­жество Господа Говинды. Громкие крики «Хе Говинда, Хе Кришна!!!» вознеслись в небеса.
Храм Радха-Говинды начал свою деятельность при со­действии Раджа Ман Сингха из Амбера (Джайпур). Он представлял собой грандиозное сооружение, которое приз­нано вершиной индийского искусства Северной Индии. Он упирался в облака своими пятью ярусами и был построен на вершине того холма, где Божество проявило Се­бя. Храм считался высочайшим зданием в этой части Ин­дии и был завершен в 1590 году. Менее чем через сто лет император Аурангзеб, мусуль­манский фанатик, стоял на развалинах своего форта в Аг­ре и вдруг увидел яркий свет, сияющий издалека Узнав что так светит масляная лампа на крыше храма РадхаГо виндыво Вриндаване, он пришел в ярость от того-то ин­дийская святыня выше любой мусульманской мечети   и приказал разрушить храм. Но ко времени прихода солдат Аурангзеба Господь Говиндадев и большинство Божеств Вриндавана были перенесены в безопасное место. Приспешники Аурангзеба разрушили верхние этажи храма Го-виндаджи, осквернили алтарь и уничтожили всю камен­ную лепку внутри храма.
Храм открыт: даршан 8.00–12.30 и 16.00–21.00.
68. Храм Нью-Говиндаджи
Расположенный позади старого храма, новый храм зак­лючает в себе пратибху-мурти Радха-Говинды. Изначаль-ные Божества находятся в Джайпуре в покоях царского дворца.
Храм открыт: летом — мангала 4.30; даршан 7.30–10.30 и 17.30–19.30. зимой — мангала 4.30; даршан 8.00–11.30 и 16.30–19.30.
69. Сад 64 самадхи и Вену Купа
В дальнем правом углу когда-то находился пруд, сейчас уже высохший, под названием Вену Купа. В нем Господь Кришна Своей флейтой (вену) вырыл ямку для пруда со свежей водой для томящихся от жажды пастушков. В этом саду Рагхунатха Бхатта Госвами, Субуддхи Райа и Кашишвара Пандит совершали свои бхаджаны. Тут также расположены 64 самадхи близких спутников Господа Чай-таньи. Кроме трех полных самадхи, остальные являются нама, пушпа либо смрита-самадхами, включая самадхи Госвами — Рупы, Санатаны, Рагхунатха даса, Гопал Бхат-ты, Локанатха и Кришнадаса Кавираджа, а также Свару-пы Дамодары, Чандрашекхары Ачарии, Рамананды Рая, Шивананды Сены, Каши Мишры, сикхи Махити, Кави Карнапуры, Васудевы Гхоша, Рагхавы Пандита, Мурари Чайтаньи, Чоты Харидаса, Джахнави Маты, Кхолавеча Шридхары, Мукунды даса, Саранги Тхакура, Калы Криш­на даса и других преданных.
Открыто: ежедневно с 7.00 до 21.00.
69. Самадхи Рагхунатхи Бхатты Госвами
Прах Рагхунатхи Бхатты Госвами покоится здесь в са­ду 64-х самадхи. Было принято решение кремировать его тело, чтобы мусульманские фанатики не смогли осквер­нить его. То же самое касается и Рагхунатхи даса Госва­ми, чье самадхи находится возле Радха-кунды. Рагхунатха Бхатта Госвами совершал бхаджану в этом саду.
69. Самадхи Кашишвары Пандита
Духовный брат Господа Чайтаньи, которому Ишвара Пури (духовный учитель Господа Чайтаньи) -наказал быть личным слугой Их Светлостей в Джаганнатха Пури. Его святое тело покоится здесь, в месте совершения им свое­го бхаджана.
69. Самадхи Субуддхи Рая
Посланный во Вриндаван наказом Господа Чайтаньи, он совершал здесь свою бхаджану, в саду 64-х самадхи. Он был близким другом Рагхунатхи Бхатты Госвами.
70. Храм Катьяяни-деви
Очень популярный во Вриндаване храм. Говорится, что сюда упала с небес прядь волос (катъя) Кали. Гопи пок­лонялись Катьяяни деви, чтобы получить в мужья Госпо­да Кришну. (Это не то место, где поклонялись гопи, пос­кольку в соответствии с местной традицией они лепили Божество из глины и песка).
71. Пани-гхата
Топала Тапани Упанишад" рассказывает: «Однажды го­пи обратились к Кришне: О Пранаваллабха, о возлюблен­ный супруг наших сердец, как мы можем удовлетворить и порадовать Тебя?». Кришна ответил: «Отправляйтесь на другой берег Ямуны, туда, где живет великий святой по имени Дурваса. Идите к этому святому и служите ему. И если он прольет на вас свою милость, вы сможете служить Мне, доставляя удовольствие». Гопи ответили: «Но Ямуна такая глубокая. Как же нам перейти через нее? Разве она может расступиться и пропустить нас?». Тогда Кришна сказал: «Я открою вам один секрет. Повторяйте мантру —кришна-нитъя-брахмачари 'кришна-нитъя-брахмачари», Кришна — вечный брахмачари. Если вы будете повторять эту мантру, Ямуна пропустит вас. Гопи пришли к Ямуне в это место и сказали мантру. Река Ямуна тотчас расступилась и позволила гопи прой­ти через себя. Когда они встретились с Дурвасой, то поклонились ему и спросили: «О великий святой, чем мы мо­жем служить тебе? Пожалуйста, пролей на нас свою ми­лостьи благослови на служение, кришна-бхакти. Тогда мы сможем доставлять наслаждение Кришне и подняться до уровня премы». Они предложили святому множество изысканных блюд, которые принесли с собой. Дурваса сьел все с огромным удовольствием, а затем сказал: «Хо­рошо, теперь я очень доволен вашим служением и благос­ловляю вас на то, чтобы вы развили в себе чистую криш­на-бхакти, чтобы услаждать Кришну».Радхарани же он дал особое благословение в том, что любое блюдо, приго­товленное Ею, будет иметь вкус нектара, и тот, кто поп­робует его, получит долгую жизнь, свободную от всех бо­лезней. Именно по этой причине мать Яшода пригласила Радхарани готовить для Кришны каждый день. После этого гопи решили вернуться на другой берег, но вода в Ямуне снова поднялась. Тогда они обратились к Дурвасе: «Как же нам перейти Ямуну? Пожалуйста, о ве­ликий святой, скажи, как же нам попасть на другой берег? Ямуна такая глубокая». Дурваса ответил: «Повторяйте мое имя, произнося мантру — дурваса нирахари, Дурваса ни­чего не ест,и Ямуна вас пропустит». А гопи сказали: «Но ведь ты только что сьел столько блюд и теперь называешь себя „нирахари“? Как это по­нять — „он ничего не ест“?». Дурваса ответил: «Так же, как Кришна — вечный брахмачари, так и я — тот, кто ничего не ест».
72. Ади-бадри-гхата
Говорится,   что   Шрила   Вьясадева   написал   Десятую песнь «Шримад-Бхагаватам» на этом месте.
73. Радж-гхата
Именно здесь Господь Кришна прикинулся лодочником и когда гопи пришли, чтобы переправиться на другой бе­рег Ямуны, Он поставил условие, что сначала омоет сто­пы одной из них. Когда гопи спросили, чьи стопы Он хо­чет омывать, Кришна посоветовался со своей лодкой и сказал, что, наверное, это будут стопы Радхарани. Услы­шав такую перспективу, Радхарани заупрямилась, но Кришна поклялся, что лодка не сдвинется с места, и Ей пришлось уступить. После омовения стоп Радхарани Кришна брызнул этой водой на Свою голову, потом на Ямуну и затем — на лодку. И вот гопи забрались в лодку, и Кришна повел ее по Ямуне. Посредине реки Кришна внезапно бросил весла и пожаловался, что совсем запыхался и к тому же весьма проголодался. Затем Он попросил гопи, чтобы они Его угостили своими молочными сладостями. Сначала они от­казались,но потом, не видя иного выхода, накормили ло­дочника сластями. Поев, Кришна улегся в лодке, неспо­собный двигаться. Видя это, Радхарани попросила одну из гопи посмотреть, что это случилось с Их лодочником. Тормоша Кришну, гопи увидела флейту, выскользнувшую из-под Него. Тогда всем стало ясно, кто же их лодочник. Все засмеялись и захлопали в ладоши.
74. Шри Чайтанья Вишрам-стхали
Господь Чайтанья иногда отдыхал под баньяновым де­ревом возле Раджа-гхаты. Она расположена возле старого храма Джаганнатхи. По всей вероятности, Божество Джаганнатхи принадлежало Мурари Гупте. Сегодня из ствола баньянового дерева выросло дерево тамила.
75. Кришна-Баларам-мандир
Этот великолепный храм был сооружен в 1975 году Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, ачарией — основателем ИСККОН, и является сегодня самым популярным храмом во Вриндаване. Пре­данных Харе Кришна со всего мира можно видеть здесь круглогодично, что добавляет межнациональной окраски этому древнему святому городу.
Главными Божествами храма являются Шри Шри Кришна-Баларама и, на правом алтаре, Шри Шри Радха-Шьямасундара с гопи Лалитой и Вишакхой. На левом ал­таре стоит Господь Чайтанья с Господом Нитьянандой,а рядом мурти Шрилы Прабхупады и его духовного учите­ля Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами. Из всех вриндаванских храмов в Кришна-Баларам-мандире при­нят один из высочайших стандартов чистоты и поклоне­ния Божеству. Преданные движения Харе Кришна (ИСК-КОН) неукоснительно следуют принципам Вриндавана-дхамы. Кроме этого, их день начинается с 4-х часов утра с принятия омовения и посещения церемонии мангала-а-рати. Также они воспевают ежедневно 16 кругов или 27 000 святых имен Бога на четках (джапа-мале):
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Храм открыт: мангала 4.30, даршан 7.15–11.00, радж бхога-арати — 12–12.30, вечернее арати зимой 16.00–20.30, летом — 16.30–20.45.
76. Самадхи Бхактиведанты Свами Прабхупады
Расположенное напротив главного храма, самадхи-мандир выстроено из белого мрамора в честь Его Божествен­ной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, ачарии-основателя ИСККОН, чье святое тело покоится здесь. Он вошел в самадхи вечером 14 ноября в год 1977 в благоприятный месяц картика в окружении своих лю­бимых учеников, которые воспевали святые имена Госпо­да Кришны. Каждый год через два дня после окончания говардхана пуджи здесь проходит великая церемония в честь дня его ухода — тиробхава махотсава, в которой принимают участие его ученики и последователи со всего мира.
Шрила Прабхупада родился в Калькутте в 1896 году в аристократическом роду Малликов в семье Гоура Мохана Де. В юности Шрила Прабхупада посещал колледж шот­ландской церкви, после занимался фармацевтикойу док­тора Боза. В молодом возрасте 22-х лет он впервые встре­тился со своим духовным наставником Его Божественной Милостью Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами, который приказал ему проповедовать на английском языке и распространять движение санкиртаны Господа Чайтаньи в западных странах. Шрила Прабхупада, приняв наказ духовного учителя всем сердцем и душой, распространил послание сознания Кришны по всему западному миру. В 1965 году Шрила Прабхупада оставил Вриндаван и прибыл в Америку, где, после года тяжелых испытаний, в 1966 году основал в Нью-Йорке Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). Он превратил святое имя Кришны в очень популярное слово, а сам обрел всемирную славу гуру дви­жения Харе Кришна. За 12 лет Шрила Прабхупада 14 раз объехал земной шар, давая лекции и вдохновляя своих учеников, число которых превысило к тому времени 5000. Шрила Прабхупада открыл более ста храмов Харе Кришна почти в каждой стране, четко установив движение сознания Кришны как древнее духовное движение в сегодняшнем мире. Однако величайшим вкладом Шрилы Прабхупады в ми­ровую культуру человечества являются его книги, переве­денные более чем на 60 языков, и которые используются, как стандартные учебники во многих колледжах и универ­ситетах по всему миру. Его книги представляют собой це­лую библиотеку ведической философии, религии, литера­туры и культуры. «Бхактиведанта Бук Траст», организован­ный с целью издания трудов Шрилы Прабхупады, на сегод­няшний день является в мире самым крупным издательс­твом книг по индийской религии и философии.
Открыто: так же, как в храме, за исключением мангала-арати в 4.10 и даршана в 7.00.
77. Международная гурукула Бхактиведанты Свами Прабхупады
Основанная Шрилой Прабхупадой в 1975 году, эта школа для мальчиков руководствуется древней ведической системой гурукулы, приглашая учеников со всего ми­ра. Ученики в возрасте от 5 до 15 лет следуют строгим принципам брахмачарии, что составляет саму основу ведической культуры. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

:
Russian
Chinese (Traditional)
English
French
German
Hindi
Italian
Japanese
Portuguese
Spanish